Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Молнии, спрайты, джеты и эльфы

Думаю, не ошибусь, если предположу, что практически все знают, что такое молния, наверняка все видели молнии линейные и слышали про существование шаровых молний (а некоторые даже видели), но этими двумя широко известными разновидностями атмосферные электрические разряды не исчерпываются.

Википедия определяет молнию так:
Мо́лния — электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.
Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне, Уране и др. Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10—500 тысяч ампер, напряжение — от десятков миллионов до миллиарда вольт.


Молнии человечество наблюдало на протяжении всей своей истории, и всё это время это грозное явление вызывало трепет, нагоняло страх и безотчетный ужас - не зря именно молнии считаются оружием богов практически во всех религиях и верованиях.

Мой первый опыт съёмки молнии, оказался практически случайным.
Снимал я плёночной "мыльницей" детей, плещущихся в морском прибое – и в момент спуска затвора совершенно случайно в кадр попал одиночный линейный разряд молнии.
Какова вероятность такого совпадения - прикиньте сами ;)


2002 год, Крым, Севастополь, Северная сторона.

В дальнейшем я делал попытки сфотографировать молнию уже сознательно - и у меня получилось ;).



Причем снять удалось как одиночную линейную молнию, так и целые их пакеты.



При желании сфотографировать линейную молнию довольно просто – мне это легко удавалось сделать даже мыльницей с максимальной выдержкой в 4 сек.

Самое сложное тут - найти или дождаться подходящую ночную грозу ;))

За один грозовой вечер я сделал около сотни снимков (вот в чем пленка всегда проигрывала цифре) - и около сорока снимков оказалось с запечатленной в кадре молнией, около десятка фотографий получилось вполне приемлемого качества, на некоторых снимках в кадр попал не один разряд, а сразу пакет из нескольких:



Что интересно - на снимках вы можете видеть антенное поле тогда еще действовавшего Радиоцентра-3 (фото сделаны в 2004 году) - но ни один из разрядов, насколько можно судить, не попал в достигающие от 40 до 110 метров в высоту мачты ;)
Впрочем, молния могла попасть в грозозащитные тросы, натянутые между мачтами - но и в этом случае разряд зо земли бы не дошел - а мы видим, что это не так ;)



В этом-то и проявляется загадочность характера молний - несмотря на то, что молнии, по идее, должны пробивать воздушный канал по кратчайшей траектории в точку с наивысшим потенциалом электрического поля, реальный разряд не всегда ведёт себя так, как нам бы этого хотелось ;))
Хотя, безусловно, молниезащита существует, и весьма неплохо справляется со своей задачей ;)


И линейные, и шаровые молнии – явления тропосферные, то есть происходящие в атмосфере на высотах до 10-12 км для умеренных широт и 16-18км – для экваториальных.

Всё, что было показано выше - молнии линейные, но ими вовсе не исчерпывается ассортимент атмосферных электрических разрядов, и речь даже не о шаровых молниях - отдельном феномене, требующем остановиться на нём отдельно.

Если мы заглянем повыше тропосферы – то тут проявления атмосферных электрических разрядов куда как разнообразней и масштабней.

Об этом мне пришлось вспомнить как-то во время возвращения из отпуска.
Полет из Таиланда длился уже около двух с лишним часов, когда где-то над Индией самолет стал приближаться к сплошному грозовому фронту.

Впереди над уровнем сплошной облачности, находящейся где-то далеко внизу, километрах в 3-х ниже нашего эшелона в 10 880м (планшет с GPG-ГЛОНАСС не оставляет пассажиров в неведении относительно параметров полета ;)) появились характерной формы грозовые тучи, верхушками дотягивающиеся до нашего эшелона и даже местами превосходящие его по высоте.


Грозовые облака под крылом самолета - отдельные грозовые облака возвышаются над эшелоном полета.

Время от времени массив тучи по всему объему эффектно подсвечивался изнутри вспышкой молнии – что само по себе весьма впечатляющее зрелище.




Все это великолепие освещало заходящее солнце, расцвечивающее горизонт во все оттенки от ярко-багрового до черно-синего – и тут на фоне оранжевого неба я увидел голубовато-белую узкую вспышку, но не внутри облака, а направленную от самой его верхушки вертикально вверх, куда-то в синеющую стратосферу.
Вспышка была настолько короткой, что поначалу я даже подумал, что она мне почудилась.

Но нет – вот еще одна, уже из другого облака – и тоже направлена она не вниз, к земле, а вверх, и не ветвящаяся, как обычная линейная молния, а практически прямая и без ответвлений - только на верхнем конце как бы бледнеющая и становящаяся синей, а потому растворяющаяся в синеве неба.

Да это же голубой джет – вспомнил я прочитанную не так давно в научно-популярном журнале статью о стратосферных электрических разрядах!
Вот редкая удача!
Жаль, сфотографировать это практически нереально, все мои попытки "поймать молнию" не удались - отчасти потому, что небо было еще очень сетлым и не позволяло использовать отлично зарекомендовавшие себя длинные выдержки - а включить запись видео мне отчего-то в голову не пришло...


Фоном для наблюдения джетов служило закатное небо

Прозвучал сигнал - командир корабля включил табло «пристегнуть ремни», самолет входил в вершину грозового фронта – зону сильных турбулентных потоков.
Примерно минуту или полторы мы, подпрыгивая и качая крыльями, летели сквозь облака, уходившие гораздо выше эшелона нашего полёта, и довольно регулярно подсвечиваемые снизу бледно-фиолетовыми вспышками бьющих под нами молний – но вот сам фронт грозы остался позади, трясти перестало, и я смог снова наблюдать в иллюминатор вершины грозовых туч - только уже позади плоскости крыла.

Попытался даже снять видео со вспышкой линейной молнии внутри грозового облака – но буквально перед самой вспышкой камера подложила жирную «свинью» - следящий автофокус решил, что сфокусироваться надо не на облаке, а на появившемся в стекле иллюминатора моём отражении ;) – и результат снова насмарку.

Вспышки в облаках следовали друг за другом – но уже далеко позади самолета. Примерно на 7-10 вспышек линейной молнии появлялся один голубой джет – зрелище воистину завораживающее…

Немного теории:

Сообщения о непонятных явлениях, которые происходят в верхних слоях земной атмосферы, приходили давно. И только совсем недавно на них обратили внимание ученые. Летчики и космонавты, например, нередко видели какие-то субстанции, иногда напоминавшие живых существ. На доли секунды они появлялись в околоземном пространстве на высоте от 50 до 100 км.

Пилоты самолетов говорили о ночных «вспышках». Подтвердить эти факты удалось лишь в 70-е гг. XX в., а в начале нынешнего столетия их наконец запечатлели при помощи современной техники — аппаратуры, находившейся на борту орбитальных станций.

Выяснилось, что эти явления можно классифицировать по внешнему виду. Так, красноватые кольца получили название «эльфы», бьющие вверх синие «фонтаны» – «голубые джеты», голубые «медузы» – «спрайты», красные – «тайгеры» .



Фото отсюда

Снимки «спрайтов» впервые удалось получить летом 2005 г. в Колорадо: их фотографировали при помощи специальной камеры со скоростью 5 тыс. кадров в секунду. Специалисты Университета Аляски использовали более мощную аппаратуру (скорость съемки — 10 тыс. кадров в секунду). Она и помогла выявить, как на самом деле выглядят «спрайты». Оказалось, что они похожи на подпрыгивающие шары.

По словам Ганса Нельсена, «призраки» представляют собой яркие сгустки, напоминающие огромные шаровые молнии, которые летят со скоростью, равной одной десятой скорости света сначала вертикально вниз, а потом – вверх. Вероятно, они — результат химических соединений, воздействующих на атмосферные процессы. Ученые предполагают, что из-за них может меняться климат и разрушаться озоновый слой.




Спрайты над грозой в Канзасе 10 августа 2000, наблюдаемые в мезосфере на высоте 50-90км, как отклик на мощные удары молнии от тропосферных гроз. (Фото: Walter Lyons, FMA Research, Fort Collins, Colorado).




Спрайты – некое подобие молний, только бьющих не вниз, а вверх. Фото из Интернета


Спрайты трудно различимы, но они появляются почти в любую грозу на высоте от 55 до 130 километров (высота образования «обычных» молний – не более 16 километров). Впервые это явление было зафиксировано в 1989 году случайно. Сейчас о физической природе спрайтов известно довольно мало, поэтому крайне важны не только научные, но и любительские, но правильно организованные, наблюдения.

Несмотря на то, что спрайты существуют миллионы лет, они впервые были обнаружены и документально подтверждены лишь случайно в 1989. Прежде о ночных призраках регулярно докладывали пилоты. Но ученые не верили. Приравнивали их свидетельства к сообщениям об НЛО.

Эльфы вспыхивают огромным красноватым кольцом. Спрайты похожи на голубых медуз. Красные медузы, появляющиеся ниже спрайтов, это тайгеры.

Голубые джеты – самые низкоживущие из всех ионосферных обитателей – выглядят синими фонтанами.
Спрайты напоминают похожие природные явления, которые метеорологи и физики атмосферы прозвали «эльфы», «гоблины» и «тролли». Эти вспышки так называют потому, что они как бы «танцуют» в небе, это может объяснить некоторые из сообщений об НЛО.
Сегодня учёные продолжают изучать феномен, чтобы лучше понять его структуру. С помощью триангуляционного метода учёные смогли вычислить размеры спрайтов. Свечи их достигают 24 км в высоту, а скопление свечей – 72 км в ширину.




Голубой джет. Фото - Patrice Huet

Голубой джет – явление достаточно редкое, в Сети удалось найти только одну его фотографию – жаль, что у меня не получилось его снять ;)

Впрочем, точная классификация высотных молний отсутствует, так что порой сложно отличить один вид от другого.
Так, считается, что область свечения "спрайтов" простирается до 85-90 километров над землей, "эльфы" появляются на высоте 70-90 километров, а "джеты" стартуют в верхней части облака и распространяются порой до мезосферных высот (до 90 километров) со скоростью около 100 км/с.

Видео из Интернета – высокоскоростная съемка джетов и спрайтов:



Источники:

Ученые NASA по ФОТО и ВИДЕО изучают необычайное природное явление - "джеты" и "эльфов"

Молнии на поверхности Земли

Небесные явления: спрайты, эльфы, тайгеры и джеты

Фото, авторы которых не указаны - мои собственные.

Tags: природные феномены, разное
Subscribe

Posts from This Journal “природные феномены” Tag

  • Многоликий кварц

    Кварц (нем. Quarz) — один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и…

  • Электрофонные болиды

    Термином электрофонный болид в астрофизике называют редко наблюдаемое природное явление - аномальные звуки, сопровождающие полет ярких метеоров. К…

  • Просто лёд

    За окном - очередной слякотный февральский день. Впрочем, в этом году зима совершенно нетипичная для наших широт, и кто знает, по какой причине мне…

  • Эта изменчивая гидрология...

    Если вам доводилось в течении несколько лет посещать один и тот же участок какой-либо небольшой равнинной реки (например, реки Самары), вы, возможно,…

  • На дне карстового провала

    Не секрет, что на территории Самарской области широко развиты различные карстовые явления, начиная от карстовых пещер разного размера и…

  • Плачущие камни

    Барселонский собор Саграда Фамилия ( Sagrada Familia), или, по-русски - Собор Святого Семейства, это бессмертное творение великого архитектора…

  • Хождение по огню - мистика или физика?

    Многие наверняка слышали, читали или видели видеоролики хождения по горящим углям - а вот мне довелось как-то наблюдать это зрелище вживую, и даже…

  • В поисках Исчезающего озера

    Впервые об этом загадочном то и дело исчезающем и снова появляющемся озере я услышал лет 10 назад, когда занимался разработкой проекта…

  • Струйные течения

    В 1940-х годах японцами были открыты струйные течения в атмосфере, представляющие собой сильный узкий поток воздуха с почти горизонтальной осью в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments