Honzales

honzales


Чукча не читатель, чукча - писатель

Что вижу - то пою


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ново-Закамская линия
Honzales
honzales
О Ново-Закамской линии написано довольно много, об отдельных ее укреплениях писал не однажды и я.

Наиболее полно и широко история создания и дальнейшей судьбы этого оборонительного сооружения описана в книге самарского историка Эдуарда Дубмана "Новая Закамская линия: судьба, проект, строительство" - так что я вряд ли что существенного могу добавить к его мнению профессионального историка.

Эта пограничная, или засечная черта, была построена стараниями около 15 тысяч  служивых людей и крестьян в течение нескольких лет - с 1731 по 1736 годы - и протянулась по открытой местности на 222 версты (273 км).  Из них земляного вала со рвом - 165 верст (176 км), т.е. три четверти всего расстояния.

Вопреки встречающемуся иногда "в этих интернетах" мнению всяких сторонников "новой хронологии", что линия была призвана защищать нечто от врага, грозящего с запада, конфигурация ее и направление реданов свидетельствует об обратном.

Ее задачей было оградить границы московского государства от набегов кочевых соседей - ногайцев, башкир и калмыков, грозящих со стороны Великой Степи.
Линия начиналась от пригорода Алексеевска (ныне пос. Алексеевка кинельского района) и шла через Красный Яр, по р. Сок до Сергиевска, а затем пересекала Тарханский лес и выходила к р. Кама в районе Мензелинска.

Линия практически сразу же после постройки потеряла военное значение в связи с основанием Оренбурга и постройкой оренбургской линии крепостей.

Поскольку за последние годы я не раз предпринимал поездки/покатушки/побегушки по части этого, безусловно, весьма интересного исторического артефакта, то могу поделиться своими впечатлениями о современном виде и сохранности этого старинного российского пограничного рубежа.

За несколько разных поездолк я проехал и прошел почти вдоль всего участка оборонительной линии от ее начала у р. Самара до крепости Красный Яр на р. Сок.

Конечно, исследованный мной участок от р. Самара до р. Сок - всего лишь малая часть этого исполинского сооружения (карта кликабельна):



Хотя в литературе часто встречается описание, что Ново-Закамская линия начинается от пригорода Алексеевска, на самом деле она проходит восточнее Алексеевка, в нескольких километрах.

На фото, сделанном с алексеевской горы, с места, где когда-то находилась Алексеевская крепость, укрепления Ново-Закамской линии почти не видны - они проходят прямо перед дачными домиками пос. Советы, что почти на горизонте снимка (за озером - насыпь ж/д ветки, а не вал):



Ново-Закамская линия начинается с Кинельского редута, расположенного вблизи р.Самара, неподалеку от Самаро-Кинельской стрелки.
В самом редуте в 90-х годах XX века кто-то умудрился поставить дачу, остатки которой до сих пор видны прямо с дороги:



Само земляное укрепление неплохо сохранилось, чего не скажешь о деревянном тыне, который когда-то окружал укрепление - впрочем, на фото - забор дачи, а не тын редута:



Глубина рва - метра 4:



Вокруг квадратного в плане редута - отлично сохранившийся до сих пор по всему периметру глубокий ров с довольно крутыми склонами:



На такие склоны и теперь не так просто вскарабкаться - а если сверху еще и стреляют?



Справа - откос угла Кинельского редута:




На фото редут - слева, на нем - бетонные столбики дачи:




На горе - пригород Алексеевск - в левой части горки когда-то стояла не сохранившаяся ныне деревянная Алексеевская крепость:




От редута ров с валом идет почти строго на север:




Ново-Закамская линия пересекает трассу Р225 в районе поворота к пос. Советы, и с грунтовки, ведущей к этому поселку и Кинельскому редуту, отлично заметна насыпь вала:



Пересекаем Р225 и движемся на север. Летом ров и вал сильно зарастают травой и читаются на местности не очень отчетливо:




В начале зимы, до сильных снегопадов, ров и вал гораздо заметнее. На горизонте - левобережье р. Самара.



На водоразделе рек Самара и Падовка ров летом сильно зарастает тростником - видимо, из-за подпора грунтовых вод расположенным неподалеку подземным водохранилищем:



После пересечения р.Падовка укрепление идет далее на север, до следующего водораздела - на этот раз рек Сок и Падовка.
На снимке - прекрасно сохранившаяся реданная линия укреплений за рекой Падовка (на среднем плане) идет по прямой на север (на снимке - слева вверх направо):



"Разрез" укрепления в русле Падовки:



По моему мнению, в этом месте линия наиболее уязвима - поскольку овраг, в котором протекает Падовка, не просматривается ни из Алексеевской крепости, ни из редутов Красный или Кинельский - а в валу в месте пересечения рекой в любом случае должен был быть разрыв.

Поблизости же никаких следов остатков тыловых укреплений или постов мы не нашли.
Падовский же ретрашемент, судя по карте. находился гораздо ниже по течению р. падовка, практически на берегу р. Самара, в 6 верстах.
Доныне от Падовского ретрашемента, ИМХО, не сохранилось никаких следов.

Далее от р. падовка линия укреплений идет в гору, пересекая отрезок магистрали "Центральная" на участке от обводной дороги до Сырейки.
Летом ров зарастает разнотравьем:



Участок от Сырейки до Падовки идет практически по прямой:



От окрестностей  Сырейки линия укреплений поворачивает к северо-западу, пересекает овраг, поднимается к водоразделу, на котором размещен редут "Красный" (ныне на территории дачного массива), и уходит к Красному Яру - в 1918 году, судя по старой карте, линия укреплений была цела полностью:



Теперь же значительная часть Ново-Закамской линии между оврагом и дачным массивом "Исторический вал" срыта огромным карьером:



Вид укрепленной линии на участке Сырейка - карьер:



Изгиб рва и вала на редане:



Впрочем, сам редут "Красный" и значительная часть рва и вала, идущая по территории дачного массива, за небольшими исключениями сохранились хорошо.

К сожалению, фотографии редута "Красный" почили в бозе вместе с USB-накопителем - видимо, придется туда еще разок сгонять.

Значительно лучше сохранность линии между дачным массивом и Красным Яром - там утраты, в основном, связаны с пересечениями дорогами - грунтовыми и федеральной трассой М5 "Урал".

Крепость Красный Яр тоже хорошо сохранилась - хотя еще во времена СССР внутри нее был построен стадион.

Красноярская крепость - типичная крепость бастионной системы укреплений -  со спутника:



На спутниковом снимке отлично различимы 4 бастиона и треуголный равелин.

Стоя на крепостном валу куртины, нельзя не заметить превосходную, несмотря на почти 300-летний возраст, сохранность земляной насыпи бастионов и куртин:


Вот так выглядит внутренность крепости с одного из 4-х бастионов крепостного вала:



Панорама крепости с куртины



Вид на равелин с крепостной куртины



180-градусная панорама с крепостного фронтира



Конечно,  эти старинные земляные укрепления выглядят далеко не так эффектно, как стены их ровесника - например, Петропавловской крепости, но, безусловно, имеют примерно такую же историческую ценность, и вполне могут быть раскручены как туристическая достопримечательность Самарского края.
Пока же исторический вал и сохранившиеся сооружения редутов и крепостей интересны разве что историкам да редким энтузиастам...

?

Log in